Текст Аштанга-хридаям гласит (Сутрастхана, глава 8, стихи 34-39):

miśraṃ pathyam apathyaṃ ca bhuktaṃ samaśanaṃ matam || 33 ||
vidyād adhyaśanaṃ bhūyo bhuktasyopari bhojanam |
akāle bahu cālpaṃ vā bhuktaṃ tu viṣamāśanam || 34 ||
trīṇy apy etāni mṛtyuṃ vā ghorān vyādhīn sṛjanti vā |
kāle sātmyaṃ śuci hitaṃ snigdhoṣṇaṃ laghu tan-manāḥ || 35 ||
ṣaḍ-rasaṃ madhura-prāyaṃ nāti-druta-vilambitam |
snātaḥ kṣud-vān vivikta-stho dhauta-pāda-karānanaḥ || 36 ||
tarpayitvā pitrin devān atithīn bālakān gurūn |
pratyavekṣya tiraśco ‘pi pratipanna-parigrahān || 37 ||
samīkṣya samyag ātmānam a-nindann a-bruvan dravam |
iṣṭam iṣṭaiḥ sahāśnīyāc chuci-bhakta-janāhṛtam || 38 ||
bhojanaṃ tṛṇa-keśādi-juṣṭam uṣṇī-kṛtaṃ punaḥ |
śākāvarānna-bhūyiṣṭham aty-uṣṇa-lavaṇaṃ tyajet || 39 ||

Три вредные привычки питания – cмешивание полезной и неполезной пищи, употребление пищи до того, как усвоена предыдущая пища, несоблюдение надлежащего количества (переедание или недоедание) и времени приёма пищи (несвоевременное питание) – могут обернуться смертью, [или] страшной болезнью.

[Пищу следует принимать] вовремя. [Она должна быть] привычной, чистой, полезной (соответствующей конституции и пр.), маслянистой/влажной, горячей, лёгкой и приятной уму, а также полужидкой. [Каждый приём пищи должен включать] шесть вкусов, с преобладанием сладкого, и происходить не слишком быстро, [или] медленно.

Искупавшись, проголодавшись, помыв руки, стопы, лицо, предварительно сделав подношение божествам, накормив старших, гостей, детей, наставников, не оставив без внимания также и тех, кто прислуживает или просто содержится в доме (например, домашние животные), всецело изучив себя (своё тело и ум), пребывая в уединённом месте, можно приступать к еде, без оскорблений и молча.

Готовить и подавать пищу разрешается чистым, дружественным к вам людям. Принимать пищу рекомендуется в компании любимых (близких) людей. Пищу, содержащую траву, волосы, повторно разогретую, очень горячую или пересоленную, [или] состоящую в основном из овощей или низшего зерна1, следует отвергнуть.

Чарака-самхита, Виманастхана, глава 1, добавляет:

ajalpannahasan tanmanā jalpato hasato ‘nyamanasa vā bhuñjānasya… || 25.9 ||

Не следует разговаривать или смеяться во время приёма пищи, или отвлекаться на другие предметы.

Все приведённые выше рекомендации следует рассматривать вместе; это называется упайога-самстха (свод правил потребления пищи). Немного дальше по тексту мы видим разъяснения относительно того, что может считаться правильным временем приёма пищи (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, глава 8, стихи 55):

prasṛṣṭe viṇ-mūtre hdi su-vi-male doṣe sva-patha-ge || 55c ||
viśuddhe codgāre kṣud-upagamane vāte ‘nusarati || 55d ||
tathāgnāv udrikte viśada-karaṇe dehe ca su-laghau || 55e ||
prayuñjītāhāraṃ vidhi-niyamitaṃ kālaḥ sa hi mataḥ || 55f ||

[Когда] произошло опорожнение кишечника и мочевого пузыря2, сердце (очень) чистое3, доши движутся в своих естественных маршрутах, отрыжка чиста и подошёл голод, отхождение воздуха (газов) происходит естественно, тогда агни (пищеварительный огонь) усиливается, создаёт ясность и (достаточную) лёгкость в теле, – такое время с уверенностью можно считать (лучшим, подходящим) для приёма пищи.

Сформированная таким образом привычка принимать пищу примерно в одно и то же время будет поддерживать нормальное функционирование дош и агни в процессе пищеварения.

Также следует правильно подобрать количество принимаемой еды, поскольку лишь в этом случае она будет питать тело, давать ему силу, оджас и поддерживать агни.

Количество принимаемой пищи зависит от соответствующих качеств продуктов: их тяжести или лёгкости. Тяжёлых продуктов рекомендуется съедать лишь наполовину от уровня полного насыщения, лёгких продуктов – не до полного насыщения (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 8.2). Скудное питание – фактор возникновения любых вата-заболеваний. Переедание, в свою очередь, быстро выводит все доши из равновесия, побуждая аму (не до конца переваренную пищу) смешиваться с вновь принятой пищей, что в целом отрицательно влияет на весь дальнейший процесс пищеварения и тканевого метаболизма, и, в случае регулярного повторения, может привести ко многим тяжёлым патологическим состояниям.

Образование амы – это результат не только переедания (далее текст той же главы, стихи 32-33а). К этому также приводит:

dviṣṭa-viṣṭambhi-dagdhāma-guru-rūkṣa-hima-aśuci |
vidāhi śuṣkam aty-ambu-plutaṃ cānnaṃ na jīryati || 32 ||
upataptena bhuktaṃ ca śoka-krodha-kṣud-ādibhiḥ |

Пища, вызывающая отвращение, вызывающая застой в кишечнике, переваренная/подгоревшая пища, недоваренная пища, пища тяжёлая, сушащая, холодная, нечистая (смешанная, загрязнённая), вызывающая жжение [в желудке], сухая пища, [или] чрезмерно пропитанная/разбавленная водой – такая пища не будет переварена должным образом. То же самое происходит, когда пища принимается в состоянии печали, гнева, патологического голода и т.д.

Заполнять желудок пищей следует лишь наполовину, жидкостью – на одну четверть. В начале приёма пищи употребляются тяжёлые, сладкие, жирные, твёрдые, тяжело переваривающиеся и охлаждающие продукты. В конце – противоположные им по качествам: горькие, острые, вяжущие, согревающие. В середине приёма пищи следует принимать выражено солёные и/или кислые продукты (Аштанга-хидаям, Сутрастхана, 8.45-47).

Признаки присутствия амы указываются в Аштанга-хридаям через несколько глав, в 13-й главе Сутрастханы:

srotorodhabalabhraṃśagauravānilamūḍhatāḥ || 23 ||
ālasyāpaktiniṣṭhīvamalasaṅgāruciklamāḥ |
……………………………….nirāmāṇāṃ viparyayaḥ || 24 ||

Блокировка каналов (препятствующая питанию тканей тела), потеря сил, тяжесть, патологии вата-доши, усталость без нагрузки, несварение, избыточное слюноотделение, запор, потеря аппетита, слабость. Противоположные признаки говорят об отсутствии амы.

Следует иметь в виду, что регулярный приём несовместимых комбинаций продуктов – вируддха ахара – способен существенно навредить здоровью. Несовместимая пища сравнивается в Аштанга-хридаям с ядом. Вируддха ахара на самом деле – весьма широкое понятие. Так, Чарака-самхита (Сутрастхана, 26.86-101) выделяет 17 групп несовместимых пищевых комбинаций, например:

  • несовместимые по расапанчаке (раса, гуна, вирья, випака, прабхава параспара вируддха);
  • несовместимые по действию (карма вируддха);
  • несовместимые по процессу приготовления (самскара вируддха);
  • несовместимые в определённой комбинации (самйога вируддха);
  • несовместимые в одинаковом количестве (матра вируддха);
  • несовместимые со временем года или временем дня/ночи (кала вируддха);
  • несовместимые с индивидуальными параметрами тела (деха дхату вируддха) и другие.

Несовместимы: кислые продукты и молоко, кислые фрукты и молоко, овощи наподобие редиса и молоко, рыба или свинина и молоко; кисломолочные продукты с бананами или курицей. Мёд, гхи, масло и вода – употребление двух, трёх или всех из них в одинаковом количестве – несовместимая комбинация. Употребление холодной и сухой пищи зимой, или, например, употребление непривычной пищи – это также вируддха.

Однако, несмотря на то, что вируддха ахара, употребление несовместимых комбинаций продуктов, фактически – яд, это не приносит вреда тем, кто молод, кто регулярно физически упражняется, у кого несухое сильное тело, сильный агни. Точно так же вируддха ахара не приносит существенного вреда здоровью того, кто приспособился к подобной несовместимой пище или употребляет её в незначительном количестве (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 7.47).

Сразу после еды не следует принимать ванну, выполнять физические или ментальные упражнения, бегать, петь, плавать и др. После приёма пищи Сушрута советует немного передохнуть, до исчезновения чувства дремоты, затем немного пройтись, и/или послушать, посмотреть что-то приятное, радующее ум. Эти действия весьма способствуют процессу пищеварения (Сушрута-самхита, Сутрастхана, 46.486-489).

Для регулярного употребления рекомендуются следующие продукты: рис, пшеница, ячмень, мясо животных класса джангала, плоды харитаки, амалаки, виноград, бобы мунг (мунг-дал, зелёный маш), топлёное масло, молоко, мёд, очищенный сахар, соль саиндхава, гранат, и другие продукты, поддерживающие здоровье и устраняющие болезнь (svāsthya-anuvṛtti-kṛt ca roga-uccheda-kara ca).

Не рекомендуются к регулярному употреблению: простокваша, кефир, йогурт и подобные продукты, творог, сыр, продукты с выраженной щелочной или кислой реакцией, уксус, ферментированные продукты, мясо истощённых животных, высушенное мясо, свинина, говядина, баранина, буйволятина, рыба, урад-дал (чёрный маш), гиацинтовые бобы, мучные изделия, проростки, сухие овощи, сахар-сырец и др. (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 8.40-44).


Сноски:

1Термин авара анна указывает на низшее зерно (например, просо, гречка и др.), а также на некоторые нежелательные для употребления бобовые, стручковые растения (например, горох посевной, урад дал и др.). Комментарий «Падартха-чандрика» Чандрананданы говорит, что рекомендация отвергнуть пищу, состоящую только из овощей или авара анны, указывает на то, что в каждом приёме пищи желательны высшие зерновые (по аюрведической классификации), такие как рис, пшеница, ячмень и пр.

2Это означает, что не следует приступать к приёму пищи, если есть позывы к мочеиспусканию или дефекации. Эти позывы следует удовлетворить до начала приёма пищи.

3Данное утверждение трактуется двояко – как эмоциональное равновесие и как пустота желудка, когда предварительно съеденная пища полностью покинула желудок.

Поделитесь с друзьями!
Фото аватара
Андрей Головинов

Основатель проекта Āюрведика. Аюрведический врач. Автор образовательных семинаров. Переводчик с санскрита.

80 комментариев

Кирилл

Сейчас у многих людей ситуация такая, что пищу приходиться готовить утром, а принимать её в обед на работе. Получаеться, что еду нужно либо подогревать, либо есть её комнатной температуры! Что лучше! Как можно компенсировать? Может больше горячих вкусов использовать? И нагрев до какой температуры (ну там до 40, 50, 60 градусов) считается повторным?

Евгений

Благодарю за полезную подборку. Уточните: проростки для регулярного употребления не рекомендуются, но если их есть, как лекарство, то лучше провести кратковременный курс, или добавлять в еду время-от-времени, или же устраивать «разгрузочные дни-проростковые посты» ? Или вообще, заменить чем-то более благоприятным? Может, я ошибаюсь, но как-раз хотел начать проращивать пшеницу.
Помогите разобраться!

Ира

То есть, гречку совсем-совсем нельзя? Иээх…
А одни овощи чем не угодили? а если масла туда добавить — это все равно одни овощи или уже нет?

Сергей Нарожный

Почему же нельзя гречку?! Можно :) В рекомендации речь о том, что нельзя строить свой рацион (большую его часть) из одной лишь гречки и овощей (пусть даже и с маслом).
Следует добавлять к таким блюдам легкоусвояемые бобовые, например, мунг-дал, и/или высшее зерно.

Сергей Нарожный

tathā, avarānnaṃ-māṣādi, tadbhūyiṣṭham (комментарий к АХС Су.8.39)
Другими словами, когда речь идёт об авара анна, имеются в виду, главным образом, все «нежелательные» бобовые — не подходящие для ежедневного употребления. Например, маша (урад-дал, чёрный маш) (Phaseolus mungo), куллатха (Dolichos biflorus), калайа (Pisum sativum, Cicer arietinum), раджамаша (Vigna unguiculata), нишпава (Dolichos lablab) и др. С другой стороны, к авара анна не относятся: мудга (Vigna radiata, полевой и посевной вид), масура (Lens culinaris), адхаки (Cajanus cajan).

Валерий

«Лучше вообще их [проростки] не есть. А если хочется — то редко, раз в неделю, например.» — Чем дальше в лес, тем толще партизаны! :)) В связи с этим два вопроса.
1. Что происходит при регулярном употреблении проростков? Это вредно или это просто бесполезно?
2. Получается многократно виденные-слышанные-читанные советы-рекомендации диетологов и прочих спецов о пользе проростков абсолютно несостоятельны?

Сергей Нарожный

śuṣka-śākaṃ virūḍhakam dṛgghnaṃ doṣalaṃ glapanaṃ guru (Аштанга Хридайам, Су.6.34)
Листовые овощи, приготовленные без масла, либо высушенные, а также пророщенное зерно — это тяжёлое питание, которое портит зрение, выводит все доша из равновесия, приводит к упадку сил…

Сергей Нарожный

Вы ими часто питаетесь? Повседневный рацион должен состоять из привычной пищи… Эффект навскидку не оценить, поскольку такого не кушаем.

Александр

Разместите пожалуйста на сайте полный список высших и низших зерновых, а то примеры из 2-х наименований не дают возможности дать внятные рекомендации пациенту, ибо следующий его вопрос будет «а какие ещё туда входят?»

Сергей Нарожный

В комментарии выше указано, что термин авара анна имеет отношение, главным образом, к «нежелательным», «низшим» бобовым.

Сергей

Бесполезно искать в ахара видхи про заморозки и консервы, т.к. ахара видхи составлены для мест с теплым климатом. Там и в условиях традиционной культуры постоянно можно было питаться свежими овощами-фруктами.

Очевидно, что эти ахара виддхи не распространяются на Сибирь, и вряд ли свыше это не было предусмотрено.

Я к тому, что в России и Сибири заготовки вполне впишутся в наши северные ахара видхи (с оговоркой, что они не будут всем кстати в определенное время года, как справедливо заметил Сергей Нарожный).

И позвольте уточнить, раз не рекомендуются к регулярному употреблению мучные изделия, то какие именно мучные изделия и из каких зерновых имеются в виду?

Сергей

И насчет топленого масла.
Можно ли использовать в качестве анупаны просто растопленное сливочное масло, т.е. в отличие от полноценного гхи не очищенное от белой взвеси и осадка?
А для заправки супа или каши, например?

Сергей

Можно ли использовать в качестве анупаны растопленное сливочное масло?
То есть не гхи, а неочищенное от белой взвеси и осадка растопленное сливочное масло?

Сергей Нарожный

Советую почитать Аштанга Хридайам, Сутрастхана 8, 48-55 — там коротко объясняется вопрос выбора анупаны в питании.

Дарья

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, о рисе. Я думала, что весь белый рис — шлифуют, и гораздо полезней бурый, красный, дикий. А в аюрведических рецептах часто участвует рис басмати. Яндекс ничего вразумительного не показал — шлифуют его или нет. На белый рис в магазине давно не смотрю — была уверенна, что он рафинированный

Сергей

Советую почитать Аштанга Хридайям, Сутрастхана 8, 48-55

В Сутрастхане 8, 48-55 не нашел ответа на свой вышезаданный вопрос от 10.09.2013.

Кирилл

«Так, Чарака Самхита (Сутрастхана, 26.86-101) выделяет 17 групп несовместимых пищевых комбинаций, например:…»
А можете, пожалуйста, привести полный список (все 17) групп несовместимых пищевых комбинаций?!

Фёдор Зарубин

Скажите, сухофрукты в целом тяжелее для огня пищеварения, чем свежие фрукты? (к примеру, если сравнивать абрикоскурага, виноградизюм, сливачернослив)
И правда ли что они имеют согревающий эффект в отличии от свежих фруктов?
Спасибо.

Дмитрий

Наткнулся в интернете на статьи, которые рассказывают о вреде глютена, который содержиться в большенстве «высших зерновых», чуть ли не ядом его называют, ссылаясь на исследовния и позитивные примеры отказа от зерновых. Если нужно я приведу ссылки.
Каково ваше мнение на сей счёт?

Андрей Головинов

Аюрведа считает высшие зерновые основой рациона.

Мукой пшеница становиться когда её смололи в муку.

Дмитрий

Также не ясно следующие: Рекомендуется для ежедневного употребление — пшеница. не рекомендуется — мучное. В чём отличие? Когда пшеница становится мучным ? Является ли хлеб из свежесмолотой цельнозерновой пшеничной муки мучным изделием?

Светлана

Жила и не думала о глютене. Затем попала к мануальному терапевту (есть и китайские методики у него), он провел диагностику по реакции организма на продукты и препараты. Сначала выявил непереносимость глютена (симптомы тоже имеются). Затем выяснил что пшеница, булгур мне не подходят, а полба — подходит. Все таки наверно Аюрведа не описывала нынешнюю ГМО селекционированную пшеницу, а описанная пшеница и есть нынешняя полба?

Виктория

Спасибо за столь ценную практическую информацию!
Скажите, если в обед, к примеру, употребляется сырой салат из капусты, помидор или других сырых овощей (горько-кисло-вяжущих) то их рекомендуется употреблять в начале еды, т.к. сырая пища тяжелее, несмотря на их вкус? А рис, к примеру, легкий, употреблять после? А если с тяжелой пшеничной кашейчапати, то что вперёд? :) Огромное спасибо заранее!!

Татьяна

вопрос по несовместимости продуктов:
а как тогда употреблять мёд? он же очень сладкий, после него хочется запить, с молоком нельзя (подогретым, естественно), с водой нельзя, чай (пусть даже не зеленый и не черный) тоже основан на воде (или чай это уже не вода?). Бутерброды с пшеничным хлебом, гхи и мёдом тоже получается нельзя? Или вместо гхи можно сливочное масло с мёдом? Я совсем запуталась. А орехи с мёдом можно? Орехи с молоком? Или Молоко с ягодами в сахаре? (например, клубника или смородина). Заранее спасибо.

Андрей Головинов

Мёд нужно запивать водой или чаем температурой не выше 50 градусов. Мёд и гхи совместимы в неравной пропорции. Орехи с мёдом можно, молоко — нежелательно. Молоко с ягодами несовместимо.

Татьяна

а в какой пропорции совместимы мёд и гхи? а можно вместо гхи с мёдом сливочное масло? Молоко получается можно только с сахаром? а с гхи или сливочным маслом молоко можно? а с печенькой?))) извините, конечно, но не идет у меня тёплое молоко просто так(((

Девахути

Добрый день
подскажите, пожалуйста, я слышала о таком лечебном средстве о простуды как мед с содой и маслом гхи. Иногда я пью молоко с содой (без масла). Что Вы можете об этом сказать? Вредно или полезно?
Спасибо заранее!

Кирилл

Андрей Юрьевич, сегодня услышал в одной из ваших лекций, что для пищеварения благоприятно принимать пищу в позе скрестив ноги «по-турецки» или как-то так? Я правильно понял? Это действительно улучшает пищеварение?! Или нужно именно сидеть в какой-то позе йоги (лотос, полулотос)? Важно ли при этом держать спину прямо или не стоит сильно напрягаться? Можно к чему-то прислоняться спиной или нужно сидеть без опоры? А как влияет на пищеварение обычное положение во время приема пищи, когда просто сидишь за столом на стуле?

Ган

Здравствуйте!
Безопасно ли употреблять высушенные листовые овощи, если их разварить, например, добавив их в суп или кашу? По вкусу такое блюдо почти не отличается от того, в которого добавили свежие листовые овощи.

Анна

Я так и не поняла можно ли есть чапати или хлеб из цельнозерновой муки в каждый прием пищи? И что считается пшеницей (как ее готовить), которую надо принимать в каждый прием пищи?

Валентина

Непонятно почему гречу отнесли к авара анна — если она вообще не описана в шастрах. Разве это следует из этого?

Андрей Литвинов

Добрый вечер, скажите действительно ли черный перец нельзя сочетать с мёдом в одном приеме пищи?

Светлана Лазарева

Скажите пожалуйста — овёс подходит для капха конституции? Он вроде лёгкий для пищеварения и обладает абсорбирующими свойствами?

Елизавета

Подскажите курица и яйца подходят капха доше, они имеют острый випак?
А любая рыба увеличивает капха дошу это верно?

Андрей Головинов

Курятина:

bhāvaprakāśa-pūrvakhaṇḍa-miśraprakaraṇa — 11. māṁsavarga

kukkuṭō bṛṁhaṇaḥ snigdhō vīryōṣṇō’nilahṛd guruḥ |
cakṣuṣyaḥ śukrakaphakṛd balyō vṛṣyaḥ kaṣāyakaḥ ||57||

kaphakṛd = увеличивает капху
___

Яйца:

bhāvaprakāśa-pūrvakhaṇḍa-miśraprakaraṇa — 11. māṁsavarga

nātisnigdhāni vr̥ṣyāṇi svādupākarasāni ca |
vātaghnānyatiśukrāṇi gurūṇyaṇḍāni pakṣiṇām ||64||

[В целом] птичьи яйца слегка маслянистые, являются афродизиаком, сладкие на вкус и в випаке, уменьшают Вата-дошу, интенсивно укрепляют семя и тяжёлые.

Любые яйца увеличивают капху.
___

Рыба [в целом]:

madanapālanighaṇṭu — 12. māṁsavarga

matsyā balapradā vṛṣyā guruvaḥ kaphapittalāḥ |
uṣṇābhiṣyandinaḥ snigdhāḥ bṛṁhaṇāḥ pavanāpahāḥ ||91||

kaphapittalāḥ — увеличивает капху и питту

Валерий

Доброго времени суток!
Поясните, пожалуйста, про несочетаемость воды, меда, гхи и масла:
Если, например, в начале приема пищи съедается салат из овощей заправленный кунжутным маслом, а после рис/кичари с приготовленными овощами на гхи, при этом пропорции съеденного масла могут быть примерно одинаковыми — это считается несовместимой комбинацией?
Или после блюда на гхи или масле съесть сладостей из сухофруктов и меда?

Марцис Гасунс

А помимо овса — есть ли список вещей, которые не описаны, продуктов, которые вне Индии пользуются определенным спросом?

Игорь

Скажите пожалуйста, фасоль обыкновенная, растущая в России, и наш традиционный посевной горох, как действуют на доши и какими свойствами обладают, если они описаны? Большое Вам спасибо за ценнейшие сведения!

Наталья

Добрый день! Напишите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу водоросли, морскую капусту или спирулину например?

Алексей

Андрей Юрьевич. Подскажите пожалуйста. Сливочное коровье масло можно сочетать с мёдом? Частенько едим бутерброды в таком сочетании. Заранее благодарю.

Сергей

Вопрос по поводу времени употребления орехов. С одной стороны они сырые, тяжелые и в них присутствует сладкий вкус, из-за чего можно подумать о начале трапезы. Но также присутствует и вяжущий вкус, что больше подходит для завершения. Интуитивно хочется употреблять после еды. А как правильно в соответствии с традициями Аюрведы?

Tetiana

такой вопрос: правила питания для людей с большой физической нагрузкой и очень подвижным образом жизни такие же?
Спасибо

Олег

Спасибо за полезную информацию!!
Будьте любезны подсказать, говориться ли в писаниях о времени приема зернобобовых? Можно ли завтракать , ужинать зерновыми?