Под редакцией Головинова А.Ю.
В седьмой главе Сутрастханы Аштанга-хридаям говорится:
smṛti-medhāyur-ārogya-puṣṭīndriya-yaśo-balaiḥ |
adhikā manda-jaraso bhavanti strīṣu saṃyatāḥ || 77 ||
Память, интеллект, качество жизни, здоровье, функции органов чувств, сила и достоинство человека, медленное наступление старости – всё это сохраняется при умеренной (дисциплинированной) половой жизни.
Такой результат возможен при следовании следующим правилам, о чём говорится в этой же главе Аштанга-хридаям:
grāmyadharme tyajen nārīm anuttānāṃ rajasvalām |
apriyām apriyācārāṃ duṣṭa-saṃkīrṇa-mehanām || 71 ||
atisthūlakṛśām sūtāṃ garbhiṇīm anyayoṣitam |
varṇinīm anyayoniṃ ca gurudevanṛpālayam || 72 ||
caitya-śmaśāna-ayatana-catvarāmbu-catuṣ-patham |
Не следует исполнять супружеский долг с женой:
- которая не лежит на спине1;
- у которой месячные;
- которая неприятна, нелюбима, нежеланна;
- без желания (не проявляющей желания);
- с не соблюдающей гигиены половых органов или страдающей вагинизмом, или гинекологическими заболеваниями;
- со слишком тучной или истощённой;
- после родов;
- с беременной;
- с чужой женой (кроме своей жены);
- с давшей обет воздержания.
Половые акты с животными и однополые контакты недопустимы. Неприемлемы для половых сношений [следующие места]: дом гуру (учителя), храмы, царский дворец (дом правителя), монастырь; места погребения, кремации, казни; водоёмы, озёра, реки; места собраний; перекрёстки, пересечения дорог.
parvāṇy anaṅgaṃ divasaṃ śiro-hṛdaya-tāḍanam || 73 ||
Не разрешаются половые сношения в значимые дни (новолуния, полнолуния, затмения, дни религиозных праздников и т.д.), а также в дневное время2. Органы, отличные от половых, нежелательны при половом контакте. При этом следует избегать всевозможных извращений, шлёпать голову или область сердца [партнёра].
При половых сношениях не рекомендуется также сдерживать семяизвержение (Сушрута-самхита, Чикитсастхана, 24.119; Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 4.19).
atyāśito ‘dhṛtiḥ kṣudvān duḥ-sthitāṅgaḥ pipāsitaḥ |
bālo vṛddho ‘nya-vegārtas tyajed rogī ca maithunam || 74 ||
Не следует заниматься половыми сношениями в неестественных для тела положениях; тому, кто переел (варианты: плотно поел / сразу после еды), у кого нет в этом острой потребности, кто голоден или чувствует жажду, кто испытывает в этот момент естественные позывы (например, позывы к мочеиспусканию, к дефекации). Не следует вступать в половые сношения с детьми или стариками, а также во время болезни.
seveta kāmataḥ kāmaṃ tṛpto vājīkṛtām hime |
tryahād vasanta-śaradoḥ pakṣād varṣā-nidāghayoḥ || 75 ||
При условии систематического использования важдикарана-терапии3, заниматься половыми сношениями зимой можно столько, сколько хочется; весной и осенью – не чаще, чем один раз в три дня; летом и в сезон дождей – не чаще, чем один раз в две недели.
snānānulepana-himānila-khaṇḍakhādya-śītāmbu-dugdha-rasa-yūṣa-surā-prasannāḥ |
seveta cānu śayanaṃ viratau ratasya tasyaivam āśu vapuṣaḥ punar eti dhāma || 78 ||
После полового акта рекомендуется принять омовение с нанесением приятных/охлаждающих травяных составов, впустить прохладный ветерок, покушать сладостей, мясного супа или супа из урад-дала, попить молока, вина или холодной воды; также рекомендуется сон. Эти меры быстро вернут силы телу.
bhrama-klamoru-daurbalya-bala-dhātv-indriya-kṣayāḥ |
a-parva-maraṇaṃ ca syād anyathā gacchataḥ striyam || 76 ||
Несоблюдение правил половых сношений (бесконтрольная половая жизнь) рождает головокружение, усталость, слабость бёдер, потерю сил (ослабление иммунитета), истощение тканей и органов чувств, и даже преждевременную смерть.
Сноски:
1Дополнение относительно правильной позы во время полового акта/зачатия:
na ca nyubjāṃ pārśvagatāṃ vā saṃseveta |
Чарака-самхита, Шарирастхана, 8.6
Нельзя производить зачатие в позе, когда женщина находится в положении лицом вниз или лежит на боку.
nyubjāyā vāto balavān sa yoniṃ pīḍayati pārśvagatāyā dakṣiṇe pārśve śleṣmā sa cyutaḥ pidadhāti garbhāśayaṃ vāme pārśve pittaṃ tadasyāḥ pīḍitaṃ vidahati raktaṃ śukraṃ ca tasmāduttānā bījaṃ gṛhṇīyāt tathāhi yathāsthānam avatiṣṭhante doṣāḥ |
ibid.
Положение лицом вниз приводит к избытку ваты и блокирует матку. В положении на правом боку приходит в избыток капха и спускается в матку, блокируя её, на левом – приходит в избыток питта и сжигает и яйцеклетку, и семя. Поэтому женщина должна лежать на спине, так как доши в таком положении уравновешены.
uttānā tanmanā yoṣit tiṣṭhed aṅgaiḥ susaṃsthitaiḥ ||
Аштанга-хридаям, Шарирастхана, 1.34
[Для зачатия] женщина должна лежать на спине с желанием зачать, с удобно и симметрично расположенными конечностями.
tathā hi bījaṃ gṛhṇāti doṣaiḥ svasthānam āsthitaiḥ |
ibid., 1.35
Тогда доши не могут повредить семя, находясь в равновесии в местах своей естественной локализации.
Сушрута-самхита дополняет список недопустимых положений для половых сношений: положение стоя, а также лёжа на спине, считается для мужчины неблагоприятным:
sthitāvuttānaśayane viśeṣeṇaiva garhitam ||
Сушрута-самхита, Чикитсастхана, 24.120
2Имеется в виду светлое время суток, а также сумерки. (Сушрута-самхита, Чикитсастхана, 24.116).
3Аштанга-хридаям, Уттарастхана, глава 40:
vājīvātibalo yena yātyapratihato ‘ṅganāḥ || 2 ||
bhavatyatipriyaḥ strīṇāṃ yena yenopacīyate |
tad vājīkaraṇaṃ taddhi dehasyorjaskaraṃ param || 3 ||
Терапия, благодаря которой мужчина становится очень сильным, подобно коню, неустанным в половых отношениях с женщинами и очень привлекательным для них, и являющаяся лучшим средством для питания и укрепления тела, называется ваджикарана.
Это утверждение в равной степени относится и к женщинам.
Не рекомендуется сдерживать семяизвержение…
Скажите, как это сочетается с даосскими практиками (книги Мантэк Чиа)? там описаны методы того, как научиться не терять семя во время полового акта и как после этого поднять эту энергию на верхние центры. Может быть конечно там одна из идей в том, чтобы не терять семя при каждом половом контакте, но все же это сдерживание семени.
никак не сочетается :)
Более того,
śukrāt tatsravaṇaṃ guhyavedanāśvayathujvarāḥ hṛdvyathāmūtrasaṅgāṅgabhaṅgavṛddhyaśmaṣaṇḍhatāḥ
(Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана, глава 4, стих 19)
Произвольное подавление семяизвержения становится причиной
– сперматореи;
– боли в половых органах;
– воспаления яичек и их придатков;
– лихорадки;
– боли в эпигастральной области;
– задержки мочи;
– телесных болей;
– гидроцеле;
– камней предстательной железы;
– импотенции.
А откуда тогда такие практики появляются? неужели их придумывают во вред здоровью, мне не понятно как то..
Почитайте на тему Аюрведы и вегетарианства здесь:
https://ayurvedika.pro/blog/tag/вегетарианство
Думаю, Вы найдёте ответы.
Здравствуйте! Ошибка 404
Ссылку поправили.
А я вот не поняла по поводу мясного супчика! ))) разве аюрведа может такое советовать? Или это какая-то невегетарианская аюрведа? ))) ничего не понимаю…
Ооо, спасибо! ))) я наконец-то докопалась до правды! А то я уже испугалась, что и аюрведические врачи будут меня лечить мясом, как это пытаются делать наши медики ))))))))))))
Каким образом медики пытаются лечить мясом? Никак не соображу :) В голову приходит разве что пресловутый железодефицит, но и при нём есть альтернативы…
У меня небольшой вопрос к знатокам санскрита. Какие есть дословные переводы слова брахмачарья? В одной традиции, говорят, что брахмачарью, как одну из ступеней ямы аштанга йоги не следует понимать именно как воздержание.Говориться что брамачарья – это состояние ума, при котором всё сущее воспринимается как выражение Высшей воли. Если переводить грубо, то Брама – Творец, а чарья – двигаться(если я не ошибаюсь). И получается, что то вроде делать всё с пониманием Высшего..
Интересно про охлаждающие составы наносимые по завершению процесса,- на что наносится в первую очередь?
Глагол carati действительно указывает на движение, но также он означает “вести себя, быть занятым кем-то или чем-то” и др.
Тем не менее, в контексте аюрведа-шастр брахмачарья — это контроль чувств и ума. В этом согласуются все классические тексты. Слово брахмачарья чаще всего встречается там, где говорится о регуляции половой жизни.
Для более ясного понимания приведу комментарий Чакрапанидатты на Чарака Самхиту, Су.11.35:
brahmacaryaśabdena indriyasaṁyamasaumanasyaprabhṛtayo brahmajñānānuguṇā gṛhyante
Чакрапанидатта говорит о брахмачарье, прежде всего, как о контроле/собранности (самйама) чувств (индрийя) и удовлетворённости, счастливом/безмятежном состоянии ума (сауманасья) — необходимых для познания Брахмы, Господа. Поэтому, сексуальное желание, как самое сильное проявление чувств, необходимо контролировать. Контроль сексуального желания — это одна из опор жизни и духовного развития.
Брахма-гьяна-анугуна – скорее переводится “для постижения Брахмана”, нежели Брахмы!
vedas tattvaṃ tapo brahma – Слово брахма(н) используется в значении ведической литературы, Абсолютной Истины и аскетизма (Амара-коша 3.3.114).
В комментарии Бхануджи на 2.7.3 Амара-коши, где говорится о четырёх ашрамах, описывается следующее:
brahma vedaḥ | tad adhyayanārthaṁ vratam apy upacārād brahma | brahma carituṁ śīlam asya | yadvā brahma tapo jñānaṁ vā caraty arjayaty avaśyam |
Слово брахма в брахмачарье или брахмачарине означает ведическое знание, брахмачарин – это тот, кто следует обету изучения шастр, брахма(н) также означает аскетизм и знание. Тот, кто постоянно совершает аскезу (в том числе половое воздержание) и стремится преумножить знание, тот и есть истинный брахмачарин. Когда мы сводим брахмачарью только к воздержанию, то это явное упрощение. Воздержание помогает изучать писания, запоминать их, обретать знание и духовный опыт. В этом смысл.
Ценное замечание. Всё верно! Мы не сводим брахмачарью только к половому воздержанию. Но! Плод, который обретает человек, просто следуя умеренной/дисциплинированной половой жизни, – это поддержание памяти, интеллекта, качества жизни, здоровья, функций органов чувств, силы и достоинства человека, а также медленное наступление старости. Таков контекст аюрведических шастр. И это тоже брахмачарья.
Умеренность играет здесь не последнюю роль. Бездумная практика брахмачарьи в форме чрезмерного контроля чувств может привести к расстройствам ума, об этом говорит Чакрапанидатта (комментарий на Ча Су.11.35):
brahmacaryasyāyuktiranabhyāsādatimātrendriyasaṁyamanādirūpā sā hi manaḥkṣobhādiheturbhavati
Спасибо, Сергей! А как трактуется в этом контексте анабхйаса?
Хорошо, что Вы заметили, Владимир. Это также важный момент. В данном контексте анабхйаса – “без регулируемой практики”, то есть вне описанных правил ведения половой жизни.
Хотя конечно, в контексте ведической литературы это можно было бы перевести как “при отсутствии регулируемой практики чтения священных текстов или регулируемой духовной практики”.
Есть два мнения на счёт брахмачарьи и абрахмачарьи среди комментаторов Аюрведа-шастр. Полемика на эту тему стара, как мир…
Благодарю!! Вы затронули очень интересную тему, которую иногда игнорируют.
А можете опубликовать половую жизнь для дош, Вата, Питта, и Капха дош. Нам будет очень полезно узнать…
Отличный у вас сайт! Спасибо!
На здоровье! Отзывы можно оставлять здесь – https://ayurvedika.pro/forum/viewforum.php?id=6
Приветствую, Андрей. Спасибо огромное за Вашу деятельность!
Подскажите, пожалуйста. С чего стоит начинать, свое следование аюрведе для простого человека? Есть ли книга, матрица или схема, что самое главное с чего надо начинать и что идет дальше и дальше?
Например нет смысла изучать специи пока не налажен сон. И нет смысла есть правильные продукты если ешь их не вовремя.
Т.е. где можно взять самые основы и далее спускаясь ниже и ниже – чтобы вести здоровый образ жизни?
А что представляет собой ваджикарана?
Сергей, почему Вы пишите “самйама”, если в аналогичных сочетаниях в академических изданиях “самьяма”? Прямо какие-то кришнаитские штучки проглядываются, хотя в остальном все предельно точно.
Думаю, мягкий знак в данном случае संयम неуместен, всё же перед нами анусвара.
Здравствуйте.Спасибо за всё.Вот у меня какой вопрос. на трёх ногах базируется здоровье и одна из них sex. Так вот если от этого отказаться то что получается,прощай здоровье?
Комментарий санскритолога Игоря Тонояна-Беляева:
Термин “Брахмачарья” действительно означает ПОЛНОЕ СЕКСУАЛЬНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ. Все прочие трактовки его в “переносном” или “тантрическом” смыслах – чистой воды ересь. Здесь суть в том, что соблюдающий Брахмачарью именно что ВЕДЕТ СЕБЯ (carya) как АБСОЛЮТНОЕ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО СРЕДНЕГО / ОБЩЕГО ПОЛА (brahma – от названия Абсолюта, который не ограничен каким-то одним полом). “Брахмачарья”, таким образом, означает, что человек удерживает в помыслах и речи, а затем и в теле нацеленность на Полноту, которая не может быть представлена его отождествлением с каким-либо одним полом (что сопровождается чувственным желанием к представителям противоположного пола).
Андрей Юрьевич, подскажите.
1. Sara, snigdha, usna способствуют поллюции?
2. Каупина рекомендована при воздержании?
1. Непонятен контекст вопроса. Вы о каком-то конкретном дравья? Наиболее способствует поллюциям амла-випака.
2. Каупина – это просто трусы.
1. Например: если поужинать острой, жирной пищей со сладким випака и через 2 часа лечь спать. Вероятность поллюции в таком случае увеличится?
2. Может каупина как-то поднимает или сдавливает мошонку, тем самым способствует уменьшению потери семени. Или это все выдумки?
1. Увеличится.
2. Выдумки.
На здоровье!
Спасибо!
Здравствуйте! Какая частота поллюций считается нормальной?
от 1-2 раз в неделю до 1 раза в 2-3 месяца
Спасибо за статью. Да уж, Чиа наделал делов. Сколько же спекуляций на эту тему.
А как быть женщине, если нет сексуального влечения и никогда не было оргазма? Это нормально? Современный взгляд приравнивает это к необходимости срочно и упорно лечиться. А мне нормально. Желание появляется только, если есть цель зачать ребенка. Сейчас их двое, соответственно уже 4 года с 1й беременности, потом кормление, потом вторая, сейчас гв, нет влечения. Но мужа это как бы… беспокоит)
Лидия, необходимо понять, это норма конкретно для вас или нет. Может быть это связано с какими-либо проблемами в семье, проблемами в прошлом или что-то еще.
Большое спасибо за информативные статьи. Вопрос: как быть с несогласованностью в частоте половой жизни между мужем и женой? Муж испытывает потребность в частом контакте, а жена в более редком. Такой дисбаланс приводит к серьезным конфликтам. Что-то на этот счет говорит Аюрведа? Или есть личный опыт прошедших такую ситуацию? Думаю, этот вопрос актуален для многих. Бывают и ситуации наоборот. А исходом бывает и развод. Поделитесь, пожалуйста.